КЕЙС. "Встреча с Ограничениями"

 

Встреча с болезнью/инвалидностью

Ограничение внешних воздействий и реакций детей

Этот механизм особенно характерен для поэтов, композиторов и т.п., то есть, для формирования тех натур, где органы чувств – главный рабочий инструмент (например, в работе программиста органы чувств  тоже участвуют, но это явно не главный инструмент). Общий механизм возможного формирования подобных навыков таков: в результате особенностей жизни, болезней, ребёнку длительное время остаётся доступным только часть внешних воздействий и/или реакций на них

ПРИМЕР. Родители маленького Игоря Стравинского (будущего композитора) считали его катастрофически восприимчивым к болезням и разрешали зимой выходить на воздух только после освидетельствования у врача...  Долгие зимние дни будущий композитор проводил в комнате петербургской квартиры с заиндевевшими окнами. Вот что он написал впоследствии: «... в моей затворнической жизни всякий звук из внешнего мира казался привлекательным и запоминался. К самым ранним воспоминаниям об улицах моего детства принадлежат понукающие голоса возниц и щелкание кнутом, крики торговцев и возглас точильщика, пронзительные звуки флейт и гром барабанов оркестра моряков из казарм, расположенных вблизи нашего дома, музыка и звуки оркестра, сопровождавшего полки конной гвардии, перезвон колоколов Никольского собора,  стоящего поблизости от нашего дома, а также пушечный сигнал с Петропавловской крепости в полдень. В доме у нас всегда звучала музыка. Мой отец был первым басом в Санкт-Петербургской императорской опере. Но эту музыку я слышал только издали, из детской, где помещался вместе с братьями».Пухначёв Ю.В., Число и мысль, Вып. 4, М., «Знание», 1981 г., с. 128.

ПРИМЕР. Милева Марич «… была старшим ребенком в довольно зажиточной крестьянской семье. Отец её, отставной капрал, мечтал дать своим детям хорошее образование. Хрупкая Милева была ребёнком, который требовал особенно много забот. Как выяснилось при первых же её попытках встать на ноги, у Милевы оказался врожденный вывих тазобедренного сустава. При тогдашнем состоянии медицины этот физический недостаток считался непоправимым. Милева на всю жизнь осталась хромоножкой. Для детворы она служила объектом насмешек, а потому никогда не участвовала в общих играх, находя прибежище и утешение в мире, который помогала создать её живая фантазия. Она целыми днями мечтала, играла в числа, много рисовала и выказывала большой интерес к музыке, которую очень любили её родители. Уже в ранней молодости Милева была хорошей пианисткой. Как отразился физический дефект девочки на её эмоциональном развитии, едва ли можно сказать точно».Фридрих Вайсенштайнер, Жены гениев, М., «Текст», 2008 г., с. 109-110.»

 

«…люди, подарившие миру образцы высокого творчества, зачастую - особенно в детстве — были больны: О. Бальзак, Н. В. Тимофеев-Ресовский, И. П. Павлов, И. Ф. Стравинский, А. В. Суворов и др. Можно предположить, что болезненность, последствия травмы, ограниченность в передвижении давали этим людям заведомо иную точку зрения, иную точку отсчета событиям во внешнем мире. И впоследствии — уже во взрослом состоянии — эта нетрадиционная «точка зрения» помогла получать продуктивные результаты. Недаром даже среди, казалось бы, невинных левшей талантливых людей больше, чем среди «правильных» - праворуких... |

Есть и другое - дополняющее объяснение — феномен влияния болезни на творчество

 






 

«Казарменное обращение»

 

Кроме прямых свидетельств необходимости свободы в воспитании личности можно привести примеры, когда дурное казарменное воспитание толкает человека на поиски свободы. И счастье для человечества, если эта свобода обреталась в достойных человека областях.

Это отмечал Вернадский.

«Странным образом, — говорит Владимир Иванович, — стремление к естествознанию дала мне изуродованная классическая гимназия благодаря той внутренней, подпольной, неподозревавшейся жизни, какая в ней шла в тех случаях, когда в ее среду попадали живые, талантливые юноши-натуралисты. В таких случаях их влияние на окружающих могло быть очень сильно, так как они открывали перед товарищами новый живой мир, глубоко важный и чудный, перед которым совершенно бледнело сухое и изуродованное преподавание официальной школы». (12, с.23)

То же самое заметил Иоффе.

«Все преподавание в наше время было формальным: нужно было знать, а не понимать… Спасала нас вражда к преподавателям. Учителя — это чиновники, начальство, связанное с полицией. Против них товарищеская организация учеников. Мы старались разыскивать, читать и обсуждать именно те книги и вопросы, которые преподаватели считали преступными. …Мы добывали нелегальные книжки, слушали рассказы высланных студентов». (20, с.487)

Нечто похожее происходило и с Эйнштейном.

«Десяти лет Эйнштейн поступил в гимназию… Вспоминая об этом времени Эйнштейн писал: «Учителя в начальной школе казались мне сержантами, а в гимназии — лейтенантами». Этот общий фон не исключал светлых пятен. Был в гимназии учитель по фамилии Руэс, пытавшийся открыть ученикам сущность античной цивилизации, ее влияние на немецкую культуру, преемственность культурной жизни эпох и цивилизаций… Эйнштейн был увлечен своим учителем, искал его бесед, с радостью подвергался наказанию — оставался без обеда в дни дежурства Руэса». (24, с.25-29)

 

ВСТРЕЧА С ЗАПРЕТОМ

(СОЦИАЛЬНЫЕ СИСТЕМЫ -и хочется и колется; нужно, но нельзя)

Трагедия

Болезнь

Запретные знания

Получение удовольствий(эмоциональных, телесных)

У Луи Брайля появилась достойная цель – создать простой алфавит для слепых. Он работал в школе слепых, ночью, на каникулах — везде. Ему не было и 16 лет, когда он придумал свой алфавит - различные комбинации всего из шести выпуклых точек. Расстояния между двумя точками шрифта Брайля — 2-2,5 мм, и для прочтения текста слепой проводит подушечками пальцев по выдавленным строчкам. Позже Луи Брайль преподавал грамоту и музыку в институте для слепых, основанном Гаюи, играл на органе. Умер он в 1852 году. Сейчас его система принята во всем мире.

Давно известно, что «запретный плод сладок», однако сознательно в воспитательном процессе этот прием практически не используется. Хотя часто возникает стихийно и приносит результат, противоположный ожидаемому.

В биографиях Блеза Паскаля и Глеба Котельникова мы встретимся с запретом родителей на деятельность, которая сильно привлекала подростков. Но получилось так, что запрет лишь подстегнул детей в достижении их целей.

Запрет заниматься геометрией «заставил» Паскаля самому заново создать эту науку. Запрет пользоваться фотоаппаратом привел Котельникова к самостоятельному созданию вещи весьма необычной для того времени.

Давно известно, что запретный плод сладок, однако сознательно в воспитательном процессе этот прием практически не используется. Хотя часто возникает стихийно и приносит противоположный ожидаемому результат.

 

«Например, в детстве Максима Горького родители не одобряли его чтения, была там не особо высокодуховная среда (мягко говоря) и он читал урывками по ночам при лунном свете, даже не при свечах, а у окна вот так (показывет, что очень близко к глазам)

-Чернышевский, у него было плохое зрение и ему приходилось читать вот так (показывет, что впритык к носу и глазам)

- Оноре Бальзак еще в школьные времена не особо любил учиться у монахов, брал другие интересные книги, прятался за шкафом и сутки напролет читал вот так (также показываем впритык к носу) в углу тёмном вплоть до изнеможения, чувствуете какой здесь надрыв? Потом его чуть ли не ногами вперед выносили оттуда (изголодал и проч.) и вроде бы как-то этот навык ставился.» из Выступления Рыжачкова А.А

«Скульптор «… Огюст Роден, в семье которого не было грамотных, как свидетельствуют его биографы, в пятилетнем возрасте получил от своей тётушки, иногда подрабатывавшей натурщицей, в подарок пастельные карандаши. Близорукий мальчик был заворожен подарком. «Эти чёрные карандаши, если на них нажать посильнее, оставляли на столе такие ясные чёткие линии, которые он мог видеть без труда». Этот первый опыт оставил столь неизгладимый след, что,  несмотря на противодействие со стороны семьи, Огюст Роден всячески изыскивал возможность приобщиться к изобразительной деятельности».  Кабаченко Т.С., Методы психологического воздействия, М., «Педагогическое общество России», 2000 г., с. 281.» https://vikent.ru/enc/27/

 

Ишбаев Р.М.

{mijoshop id=34,name=1,price=1,rating=1,button=1}