Изучение оркестра через Освоение оркестровых инструментов

Изучение оркестра через Освоение оркестровых инструментов

На пути к вершине

Условия, в которых рос Глазунов, особенности его натуры, беспредельная любовь к музыке служили своеобразной преградой, препятствием к проникновению в его жизнь чего-то иного, что могло существенно отвлечь от любимого дела. О других интересах Глазунова сведения крайне скупы. Известно, что он любил читать, а недостатка в книгах семья. естественно, не испытывала. Известно также, что он любил путешествовать, чувствовал красоту природы - в частности, северных областей России, Карельского перешейка С его многочисленными озерами, гранитными скалами, соснами, источающими свежий смолистый аромат...

В 1883 году Глазунов окончил реальное училище и записался вольнослушателем на историкофилологический факультет Петербургского университета. Однако пробыл в нем недолго, а интерес его там вызывали не столько исторические и филологические предметы, сколько музыкальные занятия.

Дело в том, что среди многих традиций этого университета были и музыкальные: еще в 40-х годах существовали так называемые «Музыкальные упражнения студентов императорского университета в Петербурге". За скромными словами музыкальные упражнения скрывались регулярные концерты симфонического оркестра, составленного из студентов. Интересные программы, добросовестное исполнение привлекали массу слушателей, которую не мог вместить университетский зал. По существу, в Петербурге то были первые регулярные симфонические концерты на одном из них еще в 1856 году перед петербургской публикой впервые предстал юный Балакирев - в сопровождении университетского оркестра он исполнил часть из своего фортепианного концерта).

K 80-м годам музыкальная жизнь университета не заглохла, и естественно, что Глазунов не преминул вступить в оркестр. Он хорошо владел скрипкой и виолончелью, но в оркестре играл на валторне: этот инструмент был освоен им в короткий срок. Затем Глазунов научился играть на трубе, тромбоне и кларнете - настолько хорошо, что получал приглашения исполнить партии этих инструментов в других оркестрах.

За время обучения Глазунова в университете на концертах с его участием прозвучали симфонии Бетховена, Шумана, Шуберта, Римского-Корсакова (три части из Первой симфонии, увертюры Глюка, Глинки (к опере «Руслан и Людмила»), Балакирева («Увертюра на русские темы») и ряд других сочинений. Эти сочинения давно уже были знакомы Глазунову. Но теперь они раскрывались полнее и глубже.

В то же время трудно переоценить значение для молодого композитора (симфониста по природе) практического освоения отдельных инструментов Позднее глазуновские знания и оценки оркестра и оркестровых инструментов считались в высшей степени авторитетными.

А.Н.Крюков, Александр Константинович Глазунов - М.: Музыка 1984, стр. 20-21