Написание первой симфонии.Глазунов и наставники.

Встречи Римского-Корсаков с Глазуновым происходили раз в неделю. Они посвящались прежде всего музыкально-теоретическим дисциплина Гармонии, контрапункту, музыкальным формам, инструментовке. Глазунов выполнял множество заданий, не замечая присущей им подчас сухости и отдаленности от непосредственной композиторской практики. Зато и результаты были Отрадными. «Музыкальное развитие его шло не по дням, а по часам", - писал учитель об ученике.

Большую роль в успехах подростка играла его целеустремленность. Ради музыки он был готов пожертвовать всем. Ежедневно, возвратясь из училища, он садился за инструмент и сочинял или играл сочинения других композиторов, пытливо всматриваясь, вернее вслушиваясь в них, постигая закономерности музыкального развития, музыкальной формы. «‎Саша Глазунов в свободное время много играл и постоянно знакомился сам с музыкальной литературой», - вспоминал Римский-Корсаков. Записные книжки Глазунова этих лет заполнены пометками о сочиненных и задуманных произведениях разных жанров, о многочисленных упражнениях и задачах по композиции. Вдумчивая, ответственная, планомерная композиторская работа одна из характернейших черт зрелого Глазунова - отличала его чуть ли не с детского возраста.

Конечно, Римский-Корсаков посвящался в композиторскую жизнь Глазунова, был знаком с его ранними опытами, высказывал свое отношение к Ним, делал замечания, давал советы.

При столь раннем и столь быстром развитии Глазунова неудивительно, что их взаимоотношения с Римским-Корсаковым вскоре пошли по новому руслу. «‎Уже с осени 1880 года Николай Андреевич перестал относится ко мне как к ученику. Наши отношения стали дружескими», — вспоминал Глазунов ... «‎Весной 1881 года Николай Андреевич наотрез отказался заниматься со мной и предложил обращаться к нему только за дружеским советом».

В результате первых занятий с Балакиревым и Римским-Корсаковым появилось желание написать симфонию. Впрочем, это не так уж удивительно. Когда-то Римский-Корсаков на одной из первых встреч с Балакиревым тоже получил задание работать над симфонией и успешно выполнил его. Теперь над симфонией задумался и Глазунов. Образцом для него прежде всего служили симфонические произведения учителей,

Замысел симфонии возник летом 1880 года в курортном местечке Друскеники, где проживало множество людей разных славянских национальностей - русских, украинцев, белорусов, поляков и других. Слушая их говор и народные песни. ГлазуНов решил написать «Славянскую симфонию". Повлияли на это решение, конечно, и широкое обсуждение в те годы славянского вопроса в печати, и создание ряда славянских музыкальных сочинений. ("Увертюра на чешские темы" Балакирева, «Фантазия на сербские темы" Римского-Корсакова, «‎Славянский марш» Чайковского).

Интерес к музыкальной культуре разных национальностей, характерный для большинства русских композиторов, проявился у Глазунова чуть ли не с первых опытов сочинения. Среди его детских рукописей немало обработок песен разных народов, часть из которых он записал сам. В своей первой симфонии Глазунов использовал две польские народные мелодии...

Работа молодого музыканта над этим сочинением вызвала большой интерес Балакирева и Римского-Корсакова. Они понимали, что симфония для композитора - своеобразный экзамен на аттестат зрелости. И этот экзамен Глазунов выдержал блестяще, о достоинствах произведения говорит тот факт, что его решено было исполнить публично на одном из симфонических концертов. Балакирев, окрестивший Глазунова "маленьким Глинкой" . взялся разучить симфонию с оркестром и включил ее в программу концерта Бесплатной музыкальной школы наряду с произведениями Бородина, Римского-Корсакова, Листа и Брамса.

В процессе сочинения и в ходе репетиции наставники делали Глазунову много замечаний, давали ценные советы. «Балакирев принимал особенно близкое участие в судьбе Первой симфонии, переделывая, переинструментовывая и переписывая собственноручно в партитуре целые страницы",- писал известный музыковед В. М. Беляев, младший современник Александра Константиновича. В одном из высказываний Глазунов уточнил характер полученной им помоци. «‎Сочиняя ее и инструментуя, я много пользовался советами Балакирева и Николая Андреевича. Насколько я помню, они старались своими советами главным образом исправить Внешние погрешности симфонии, которые сильно сказались бы при исполнении ее оркестром. Они намеренно не исправляли некоторых недочетов произведения, желая предоставить мне самому быть своим судею».

Когда на репетиции Глазунов впервые услышал симфонию в оркестровом наряде. он был потрясен. Конечно, сочиняя музыку, юный композитор предсталял себе ее звучание, но действительность превзошла все ожидания. Для Глазунова этот день был большим праздником. Он не пошел на занятия и бесцельно бродил по улицам весеннего Петербурга, переживая свою весну. Действительно, создание и исполнение симфонии означало вступление Глазунова на путь композитора-профессионала, знаменовало рождение еще одного замечательного русского музыканта.

А.Н.Крюков, Александр Константинович Глазунов - М.: Музыка 1984, стр. 20-21